

«TRANSMUSEUM»
19.10.2018 – 02.12.2018
TRANSMUSEUM
Игорь Гусев и куратор Анна Алиева представили проект “TRANSMUSEUM”, созданный на базе Одесского художественного музея. В основе проекта лежит рефлексия о метамузее — общем месте хранения и репрезентации произведений искусства, которое подвластно времени не только как физический объект, но и как смысловой. Прототипом образа метамузея становится Одесский музей университета — исследовательски-методическая база при историко-филологическом факультете. В 20-е годы ХХ века, в связи с реорганизацией университета, его собрание было распределено между тремя городскими музеями: нынешними Музеем археологии, Музеем западного и восточного искусства, Одесским художественным музеем.
На виставці представлені 80 робіт із зібрання НХМУ, які були законсервовані наприкінці 1930-х і протягом багатьох десятків років були приховані від публіки. Спецфонд формувався в Державному українському музеї (нині НХМУ) протягом 1937–1939 років. Саме сюди з музеїв Харкова, Одеси, Києва, Полтави, з фондів Української художньої виставки звозили твори «ворогів народу», «формалістів», «націоналістів» — тих, хто на думку партійних ідеологів, «спотворював дійсність» і був загрозою для «нового суспільства».
Виставка TRANSMUSEUM
Как материя, искусство конечно. Оно рассыпается, тлеет, превращается в пыль. Тускнеют краски, бледнеет карандаш. Когда исчезает произведение искусства, как предмет, — остаются воспоминания, описания, сравнения, идеи. Они парят, как облака в небе, невесомые, эфемерные, ускользающие.
Об этих процессах размышляет современный одесский художник Игорь Гусев, он прошел путь становления от панк-искусства новой волны 1990-х к постромантическим рефлексиям о новых медиа. Осенью 2018 года Гусев представляет персональный проект «Transmuseum», который экспонируется в залах классического искусства Одесского художественного музея.
Инсталляция Игоря Гусева, которая находится в центре «Transmuseum» — это momento mori материального искусства. Мы видим символический остов произведения на пути распада: тлеющие рамы, какие-то обнажают дерево под золоченой краской, другие — впитывают пыль темных залов трещинами гипса. Произведения искусства трансформируются не только физически, подвергаясь воздействию времени, их смысл мутирует в зависимости от контекста, географии, развития теории искусства, философии. Гусев, как постромантик, вышедший из гипертекстуальности постмодернизма, работает с историческим контекстом произведений искусства, переосмысляя его в категории метаксиса — структуре ощущений между предельностью с одной стороны и неограниченностью с другой, запредельной реальностью.
Он стремится превратить конечное в бесконечное, статичное в динамичное, расширить привычные инструменты познания классического искусства. В создании живописных произведений Гусев применяет ключевой для своего художественного метода прием растяжения пространственно-временного континуума картины, так называемый глитч-эффект. Метод глитча используют в актуальном искусстве, он базируется на изображении ошибки цифровой передачи, при которой образ деконструируется и распадается на фрагменты, рождая цветовую спектральность. Происходит причудливое искажение визуального поля, которое рождает новую эстетическую категорию цифрового мира.






С помощью мягкой деконструкции экспозиции, художник объективизирует образы известных картин из собрания Одесского художественного музея и антикварные рамы из Музея западного и восточного искусства. Еще 150 лет назад эти артефакты составляли единый ансамбль, но история рассредоточила их по разным пространствам, «Transmuseum» делает связи между ними вновь активными, объединяя образы и объекты в едином пространстве. Помещая произведения в современный дискурс, художник показывает, как при возможности цифрового производства, сохраняется потребность художника инициировать акт творения.
Важно, что полем для художественного осмысления и преобразования у Игоря Гусева становится ареал городских музеев — эстетическая база многих поколений одесских художников. История развития музеев в Одессе начинается с 1865–1866 годов, когда были созданы Общество изящных искусств и Музей университета, который действовал как учебно-вспомогательная платформа при историко-филологическом факультете. Основу его собрания составили археологические артефакты, слепки с образцов античной скульптуры, гравюры, живопись. В 20-е годы ХХ века, в связи с реорганизацией университета, коллекция была распределена между тремя городскими музеями — нынешними Музеем археологии, Музеем западного и восточного искусства, Одесским художественным музеем.